Страничка для любознательных и заботливых родителей

Учим ребёнка «право» и «лево»


Ваш ребенок не знает или путает, где у него правая и левая рука?

Вам сложно объяснить ребенку, как их различать?

Он не понимает ваших просьб повернуться «налево» или «направо»?

Вам поможет простая помощница браслет-подсказка. Это хлопчатобумажная, акриловая нитка, которая завязана на запястий левой руки ребенка. Её ребенок никогда не снимает. С ней дети играют, едят, умываются, моются… вообщем, она всегда с Ваши ребенком.  Она должна быть приятна на ощупь ребенку, не раздражать, цвет не имеет значения.

Для чего она нужна? Эта постоянная подсказка для ребёнка, чтобы различать левую и правую руку.

Как ей пользоваться?

1.              Завяжите на руку нитку, так чтобы она была свободно на запястье, не давила и не скатывалась. Скажите ему, что это его подсказка, где левая рука.

2.              Поиграйте с ребенком в игру «Право-лево». Пусть ребёнок поднимает и опускает руку по вашей просьбе. Если малыш путается, то обращайте его внимание на какой руке завязана ниточка. «Где ниточка?» «На какой руке?» «На левой (правой) руке! Вот левая (правая) рука!».

3.              Когда ребёнок сможет ориентироваться в своих руках без ваших подсказок, просите его отвечать на вопросы: «Какой рукой взял?», «С какой стороны лежит игрушка?» Чем больше вы будете задавать подобных вопросов, тем легче и быстрее у вашего малыша закрепятся понятия «право», «лево».

4.              Чтобы усложнить игру и сделать её динамичные, можно попросить ребенка выполнить не сложные действия: «Покажи левое ухо!», «Покажи левый локоть!», «Покажи левое плечо!», «Покажи левый бочок!», «Покажи левое колено!», «Покажи левую пятку!». Тоже самое сделать и с правой стороной.

5.              Далее можно просить ребёнка показывать по очереди: «Покажи левое ухо!», «Покажи правое плечо!», «Покажи левый бочок!», «Покажи Правое колено!» и т.д.

Именно в такой последовательности вашему ребёнку легче будет освоить понятия «право» и «лево», а от вас не потребует больших усилий.

Выполняя данные простые упражнения с вашим малышом в любых обстоятельства (на прогулке, в игре, в машине, за столом во время еды, при выполнении не сложных домашних поручений и т.п.), вы заметите результат. Не нужно выделять время и помещение для таких игр, достаточно 3-5 минут в день. Каждый день!!!

У Вас появился вопрос!? «Почему на левую руку нитку-подсказку?»

Это следующая тема. 

Выходи играть!

Активизация двигательной активности дошкольников посредством дворовых игр


Советских детей редко водили к логопедам, психологам и тем более к дефектологам. Об этом говорят, как сами специалисты, так и многие родители. Детвора с утра до ночи пропадала во дворах со скакалками, мячами, резинками, просто "подключая" эти нехитрые инструменты к разным командным и одиночным играм – "вышибалы", "картошка", "прыгалки", "резиночки", "колечко". 

Всякий советских ребенок наверняка не раз перепрыгивал через мяч, ударяя его о стену гаража, несколько раз успевая хлопнуть в ладоши.

Многие современные дети имеют особенности развития, такие как нарушения речи, замедление развития познавательных процессов, двигательные расстройства. Советских детей от подобного нарушения частично защищали дворовые игры. Они помогали развивать внимание, ловкость, моторные функции, межполушарное взаимодействие. Практически все дворовые игры были направлены на формирование высших психических функций ребенка. Кроме того, физкультура в детских садах и школах была построена на элементах сенсомоторной коррекции. Подобная гимнастика мозга – назовем её так – помогала компенсировать незначительные задержки в развитии детей незаметно для родителей. То, за что сейчас они платят деньги психологам, дефектологам в Советском Союзе давалось им совершенно бесплатно. Современным детям повезло меньше – отпускать своего ребенка поиграть во дворе редко кто отважится.

Это привело к перекосу в сторону интеллектуального развития детей в ущерб физическому. Большинство родителей расставили приоритеты и поставили образование своих детей на первое место. Они задались целью сделать из каждого ребенка буквально вундеркинда, не отстающего от тенденций нынешнего времени. Главной задачей для современных мам и пап стало, чтобы ребенок рано заговорил, научился читать и был всесторонне развит. Впрочем, взрослые редко задумываются, какую цену заплатят за это их дети.

Недостаток обычных дворовых игр у современного ребенка приводит, в первую очередь, к снижению внимания. Они неспособны сконцентрироваться, легко отвлекаются на все подряд, не могут высидеть урок в начальной школе. Развивается дистрафия: пропуск букв в письменных работах, не дописывает до конца слова и/или предложения, ошибки при слитно-раздельном написании слов, делает замены букв на письме по акустическому и пространственному сходству. Появляется моторная неловкостьдети неуклюжи, не всегда могут скоординировать собственное тело. У многих возникают проблемы с засыпанием. По мнению специалистов, для того, чтобы у ребенка нормально развивалась познавательная сфера, у него должна работать крупная и мелкая моторика, и должно быть хорошо развито межполушарное взаимодействие.

Итак, если б в жизни нынешних детей были дворовые игры из советского прошлого их родителей, так называемая, сенсорная интеграция присутствовала в их жизни, задержек в развитии можно было избежать естественным путем. Специалисты настоятельно рекомендуют вспомнить положительный опыт советского детства и вернуть современной детворе дворовые игры. Мячики, скакалки и даже те самые "резиночки". 

Игры, развивающей ловкость и координацию – игра с мячом.

1.               Ударить мяч о стенку и поймать его

2.               Ударить мяч о стенку, повернуться вокруг своей оси и поймать его

3.               Ударить мяч о стенку, хлопнуть в ладоши и поймать его

4.               Мяч бросить вверх, сложить руки в кольцо и пропустить мяч через «кольцо»

Игра с мячом интересна именно в группе детей, когда она носит оттенок веселого соревнования. В этом случае дети с азартом стремятся выполнить все этапы без ошибки.

Хорошо знакомые многим с детства игры, также развивающие двигательные навыки и координацию – «резиночка» и игра в классики.

Игры, тренирующий переключение внимания – «Море волнуется раз»

Правила игры: выбирается ведущий, которые отворачивается от группы детей и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура замри!». В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Ведущий поворачивается и обходит всех «замерших». Проигрывает тот, кто первый пошевелится.

Еще один важный компонент в дворовых играх – выбор ведущего, который не всегда происходил добровольно. Бывает так, что никто из детей водить не хочет.

И тут на помощь приходят считалочки!  Их придумано немало и выполняют они тоже очень важные функции. Во-первых, они регулируют игру, помогая детям поддерживать правила. Ведь без общих правил никак не договориться! Во-вторых, у считалок обычно четкий ритм, это простые стихотворения, которые тренируют память, помогают детям быстрее освоить счет и развивают чувство ритма.

Пример считалочки:

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты!

Осталось только научить детей пользоваться всем этим великолепием во благо их здоровья.  





























Играя, готовим руку к письму

Законы чистописания для дошколят
Обучение письму – непростая задача, которая требует от ребёнка усидчивости и больших усилий.
Многие первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: они не могут правильно разместить элементы букв, а затем и буквы в строке, не способны безотрывно написать даже простейшие элементы, и при этом быстро устают, у них появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают, теряют уверенность в собственных силах.
Чтобы таких проблем не возникало, нужно готовить ребенка к письму буквально с первого года жизни. Пусть малыш наливает воду из пипетки в стаканчик, рвет бумагу, лепит из пластилина. Ведь при этом развиваются мышцы кистей и координация движений рук.
Проведите с ребенком простые игры, которые могут ему «познакомиться» с основными законами чистописания.
Закон «Не выходи за границы»
Игра «Где ладошка?»
Попросите ребенка несколько раз приложить к большому листу бумаги ладонь одной руки и каждый раз обводите эту ладонь просты карандашом. Затем обведите полученные силуэты черным маркером.
 Предложите малышу опустить ладонь в блюдце с пальчиковой краской яркого цвета и сделать отпечаток на листе только в том месте, где есть силуэтные изображения ладошек. («Где ладошка? Вот она!»)
Когда ребенок научится накладывать свою ладонь на ее силуэтное изображения, усложните задание. Несколько раз обведите обе ладони ребенка, и пусть он оставляет отпечатки сразу обеими руками.
Игра «Нарисуй точки»
Нарисуй черным маркером круг (Диаметр 15 см.), а внутри его – еще один круг (диаметр 13 см.). разница между кругами в 2 см. и будет полем для тренировки руки ребенка. Малыш обмакивает в краску палец и оставляет отпечатки на этом поле – «рисует точки», старается не выступать за края большого круга и не выходить в маленький круг.
Когда малыш освоит прием, предложите ему напечатать точки на поле, образованном такими геометрическими фигурами, как овал, трапеция (также нарисованными одна в другой).
Закон «Шаг за шагом»
Начертите маркером на листе слева на право две параллельные прямые – «рельсы».
 Пусть ребенок обмакнет ребро ладони в краску и сделает на линии отпечатки – нарисует шпалы. Следите, чтобы он не «перепрыгивал» с начала рельсов в конец.
Предложите малышу поиграть – провести игрушечный поезд по новой железной дороге.
Игра «Тропинки»
Нарисуйте на одном листе множество тропинок: прямых, зигзагообразных, волнистых, поднимающихся вниз (ширина не менее 2 см.). Главное, чтобы они начиналась с левой стороны листа и вели к правой. Предложите ребенку обмакнуть палец в краску и весело пройти по тропинкам, оставляя отпечатки. Следите, чтобы он «шагал» слева на право и «не перепрыгивал» с тропинки на тропинку.
Закон «Слева на право»
Игра «Дорожная разметка»
Приклейте на альбомный лист две-три длинные черные полоски – «дороги». Предложите ребенку обмакнуть палец в белую краску и «нарисовать точки» посередине каждой полоски – сделать «дорожную разметку». Следите, чтобы он «размечал» каждую дорогу, двигаясь слева направо.
Закон «Без отрыва»
Игра «Лучики»
Нарисуйте на листе ватмана желтый круг (диаметр 20 см.). Пусть ребенок раскрасит его отпечатками своих ладоней. Затем научите малыша рисовать луч: нужно положить ладонь на круг, а затем «тянуть» ее по листу, не отрывая от поверхности.
Если вы играете с несколькими детьми, устройте соревнование на самый длинный лучик.
Игра «Дорожки»
Наклейте на лист бумаги нитку, которая тянется вверх, вниз, петляет. Придумайте дорожки исходя из возможностей ребенка. Предложите малышу обмакнуть палец в краску и, как можно дольше не отрывая палец от листа, рисовать дорожку рядом с ниткой, повторяя все ее повороты и изгибы.
Предложите ребенку нарисовать дорожку шариковой ручкой. Для этого научите его правильно держать ручку. При письме она держится тремя пальцами – большой слева, средний справа, указательным сверху. Остальные пальцы прижаты к кисти. Кончик ручки направлен в плечо правой руки. Локти находятся на столе, не свисают.

Если ваш ребенок быстро устает, проводите вовремя пальчиковые игры или самомассаж, например, предложите покатать грецкий орех между ладонями.


Как знакомить детей дошкольного возраста с понятием «время года» (на примере времени года «осень»)


Каждый сезон для детей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своём опыте усвоить понятие «время года».
Во дворе 

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в обычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растет одно - единственное дерево - и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему с ребенком раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. С помощью камеры сделайте серию последовательных снимков дерева с одной точки. Потом отберите основные фазы – вот листики еще зеленые, потом слегка пожелтели, вот они желтые, облетают и совсем облетели. Получится замечательное пособие для бесед с малышом – о сезонных изменениях, о понятиях времени года «раньше – позже». Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края на зимовку, полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей.

Все на прогулку.
Здесь можно любоваться красками осени, вдыхать её неповторимый аромат.
Выбирайтесь в парк, сквер как можно чаще – и в погожие деньки, и в пасмурные. Где еще встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно (и нужно!) потрогать, пощупать, понюхать. Дайте ребенку полную свободу.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Возьмите с собой запасной вариант. И позвольте ребенку веселиться в свое удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!
В разных уголках города можно наблюдать разнообразие пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуетесь раскидистым кленом и соберете под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины и поиграете в салочки на берёзовой полянке. Дуб по праву займет почетное место на прогулке.
Уроки под открытым небом
Как сделать прогулку еще полезнее для развития ребенка?
Обращайте внимание детей на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руки листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите рукой по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы видите, отмечайте словами признаки и свойства. «Это листик клёна. Он широкий, резной, похож на твою ладошку.
Фотографируя своего ребенка на роскошном золотом фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.
Домашнее задание для мамы, папы и малыша
Принесите с прогулки «сувениры», чтобы рассмотреть их дома, изготовить поделки. Для совместного творчества родителей и детей подойдут листья, семена клена, гроздья рябины, шишки, желуди, кусочки коры, мха, веточки.
Почитайте рассказы, стихи, загадки о поведении животных и насекомых в осеннюю пору.
Поиграйте с мягкими игрушками. Постройте теплую берлогу для мишки, слепите из пластилина (или солёного теста) грибочки для белочки.
Нарисуйте вместе с ребёнком осенний пейзажа.
Рассмотрите вместе фотографии, сделанные на прогулке. Выберите самые удачные слайды в мини-альбом для создания коллажа.



Как рассказать детям о войне
Детям нужно знать война – это плохо и страшно, люди боятся её и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. Но рассказать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Что можно рассказывать?
Младшим дошкольникам рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Взрослый должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях. Можно показать дошкольникам портрет деда в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.
Детям старшего дошкольного возраста нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказывать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.
Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Посмотрите вместе с ребенком старшего возраста, например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».
Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.
Для детей среднего дошкольного возраста более понятными станут мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».
При обсуждение фильмов и мультфильмов нужно на торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как та сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо давать паузу, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.
Сколько информации давать
Рассказывать ли детям о случаях жестокости, пытках и массовых убийствах в Катыни, Бабьем Яру, концлагерях – решать родителям. Но дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные злостью, ненавистью, идеей. Здесь, как и с любой серьезной темой, стоит давать информацию по запросу, и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент способен воспринять.
Важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Он много может не понять в силу возраста, разницы культур. Объяснять терпеливо и вдумчиво. Кое-что покажется страшным, и будет нужна поддержка близкого человека. Специально не нужно пугать, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если взрослый человек будет рядом и разделит переживание. Поддерживая ребенка, нужно показать выход из ситуации. Жизнь без войны возможна, и это главное сообщение во всех разговорах о войне.
Произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.
1.  «Похождение жука-носорога» К.Г. Паустовский.
2.  «Стальное колечко» К.Г. Паустовский.
3.  «Дорога жизни» Н. Ходза.
4.  «Кукла» Г.А. Черкашин.
5.  «Галина мама» С.М. Георгиевская.
6.  «Письмо с фронта» А.В. Митяев.
7.  «Орлович - Воронович» С.П. Алексеев.
8.  «Твои защитники» Л.А. Кассиль.
9.  «Как Серёжа на войну ходил» Ю.Я. Яковлев.
10.      «Семеро солдатиков» Ю.Я. Яковлев.
11.      «Кепка-неведимка» Ю.Я. Яковлев.
12.      «Иван-виллис» Ю.Я. Яковлев.
13.      «Пусть стоит старый солдат» Ю.Я. Яковлев.
14.      «Крайний случай» И.А. Туричин.
15.      «Вот как это было» Ю.П. Герман.
16.      «Генерал» Дж. Чартерс.

Мультфильмы о войне, которые можно показать дошкольником.
1.  «Теплый хлеб» (1973) – философская история по мотивам сказки Константина Паустовского.
2.  «Василек» (1973) – история о мальчике Васильке, который ищет своего пропавшего дедушку.
3.  «Легенда о старом маяке» (1976) – приключения ребят, которые помогают зажечь маяк, чтобы советские корабли вошли в бухту и разгромили немцев.
4.  «Партизанская снегурочка» (1981) – мультфильм посвященный детям, которым пришлось жить в самые голодные и страшные годы.
5.  «Солдатская сказка» (1983) – история фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем.

6.  «Солдатская лампа» (1984) – рассказ о мальчике Глебе, его дедушке и о солдатской лампе-коптелке, сделанной из патрона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий