Страничка для педагогов




















Содержание требований программы по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

Восприятие цвета

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Соотнесение по цвету, оттенку

Основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.)

Основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) различной насыщенности

Основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) различной насыщенности

2.

Узнавание и называние цветов

Различать и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) отличать темные и светлые тона

3.

Соотнесение цвета с реальным объектом

Различать и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) отличать темные и светлые тона

4.

Группировка по цвету (локализация)

Различать и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)

Различать и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) отличать темные и светлые тона

5.

Сериация по насыщенности

-

3 оттенка кр., ор., син., зел.

До 7 оттенков основных цветов

До 9 оттенков основных цветов

Восприятие формы

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Различение, называние

Круг, треугольник, квадрат, овал

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо)

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид, параллелепипед (кирпич, брусок)

2.

Соотнесение эталона формы с формой объемных тем и предметов

Круг, треугольник, квадрат, овал

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб, конус, призма, цилиндр, эллипсоид

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид, параллелепипед

3.

Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения

Круг, треугольник, квадрат, овал

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб, конус, призма, цилиндр, эллипсоид

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид, параллелепипед

4.

Группировка по форме (различение близких форм)

Круги – квадраты; прямоугольники – овалы

Круги – овалы

Круги – овалы; прямоугольники – квадраты

Круги – овалы; прямоугольники – квадраты

 Восприятие величины

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Словесное обозначение параметров величины (понимание, называние)

Большой – маленький; больше – меньше.

Высота, длина; большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий; выше – ниже; длиннее - короче

Большой – маленький, высокий – низкий, широкий - узкий, длинный – короткий, толстый – тонкий; высота, длина, ширина, толщина; выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже, толще - тоньше

2.

Соотнесение предметов по величине

Выбор 2 одинаковых по величине предметов из 2-3-х

Соотнесение 2 разных объектов, одинаковых по длине или высоте, расположение в реальном пространстве

Соотнесение 2-3 разных объектов, одинаковых по длине, высоте, ширине или толщине, расположенные в реальном пространстве

3.

Сериация по величине

3-4 величины с большим разностным порогом

5 величин (разностный порог уменьшен)

5-7 величин с незначительным разностным порогом

До 10 величин с минимальным разностным порогом

 Восприятие, воспроизведение сложной формы

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Анализ и конструирование образца из геометрических форм

2-3 детали

4-6 деталей

6-7 деталей, дополнительные элементы

До 8-9 деталей, дополнительные элементы

2.

Составление целого из частей предметного изображения

2-3 части (разрез по вертикали или горизонтали)

4 части (разрез по вертикали и горизонтали)

6 частей (разрез по вертикали и горизонтали)

8 частей (разрез по вертикали и горизонтали)

Зрительное внимание

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Объем зрительного внимания

Выделение 3 объектов из 5

Выделение 4 объектов из 5-6

Выделение 4-5 объектов из 7-8

Выделение 5-6 объектов из 8-9

2.

Переключение зрительного внимания

-

1-3 отличия

3-4 отличия

4-5 отличий

 Восприятие пространственных отношений

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Понимание пространственных предлогов и наречий

Из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперёд, сзади, назад, вверх, вверху, вниз, справа, слева, направо, налево

Из, на под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперёд, сзади, назад, вверх, вверху, вниз, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом

2.

Оценка удалённости в большом пространстве

Высоко - низко

Высоко – низко, далеко – близко

Высоко – низко, далеко – близко с точкой отсчёта от себя и разных направлениях

Высоко – низко, далеко – близко с точкой отсчёта от себя и от предметов в одном и в разных направлениях

3.

Микроориентировка на листе

Верх, низ, середина

Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх

Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева на право и в разных направлениях

Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева на право и в разных направлениях; в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т.д.

4.

Составление схемы пространства

-

-

Соотнесение расположения предметов в реальном пространстве со схемой6 умение передавать пространственные отношения в схеме

 Ориентировка в пространстве

Основные

задачи

1 год обучения

(3-4 года)

2 год обучения

(4-5 лет)

3 год обучения

(5-6 лет)

4 год обучения

(6-7 лет)

1.

Ориентировка на себе (части тела)

Знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая)

2.

Ориентировка относительно себя

Вперёд, назад, вверх, вниз; впереди, сзади, вверху, внизу

Вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева

Вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева

3.

Относительно предмета

-

-

Впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева

4.

Ориентировка по схеме

-

-

Соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой

Соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

5.

Ориентировка с помощью слуха, обоняния

Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха и обоняния

 


Опыт работы по организации детской деятельности в центрах развития. Технология «Групповой сбор»

В нашем детском саду реализуется Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с нарушением функции зрения, поэтому осуществляется тесное взаимодействие воспитателя и учителя – дефектолога по решению коррекционных задач. Одной из форм взаимодействия является работа в центрах активности, в том числе участие специалиста в проведение утреннего круга. На этапе планирования дня совместно с воспитателем презентую центры активности, рассказываю детям, чем они могут позаниматься, поиграть и какой будет у них результат, чему они научатся. Одном из образовательных мероприятий было посвящено зимним видам спорта и детским развлечениям.

Целю коррекционно-развивающей работ, являлось развитие у детей познавательных интересов при рассматривании, анализе воспринимаемых объектов, картинок с изображением зимних видов спорта, детских развлечений зимой.

Для этого мной был подготовлен наглядно-дидактический материал для размещения в центрах активности: цетрах конструирования, изодеятельности, познавательном, речевом.

Центр конструирования.

Задачи:



1.    Закреплять временных представление о лете и зиме.

2.    Развивать конструктивные навыки.

3.    Развивать умения ориентироваться на плоскости и в объемном пространстве.

4.    Расширять активный словарь детей по теме «Спорт».

5.    Уточнять предлоги и слова, обозначающих пространственное положение предметов.

Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации с различными видами спорта и занятий детей (зимой и летом), где необходимо распределить картинки на зимние и летние и разместить иллюстрации с зимними видами спорта на демонстрационный экран с помощью прищепок. Так же они могут с конструировать стадион из строительного материала на выбор, с использованием плоскостных силуэтов спортсменов и детей.

Выполняя эти задания дети закрепляют представления о лете и зиме, развивают конструктивные навыки, учатся ориентироваться на плоскости и в объемном пространстве, расширяют активный словарь, уточняют пространственные предлоги и слова.

Центр изодеятельности.

Задачи:

1.    Развивать графо-моторные навыки.

2.    Закреплять навыки выделения нужного предмета из зашумленного рисунка.

3.    Развивать умения рисовать и лепить людей с опорой на схему.

4.    Развивать связи между глазом и рукой через рисование с помощью трафарета и шаблона.

5.    Закреплять навыка работы с карандашом, фломастером. Формировать правильную позицию пальцев при захвате инструмента.

Для создания ситуации успеха для детей подобрала материалы с разным уровнем сложности. Дети со слабо развитой мелкой моторикой могут выбрать готовые картинки-раскраски спортсменов.  Более увлекательное занятие - это раскрашивание спортивного инвентаря, выделяя его из зашумленности. Используя трафареты и шаблоны, ребенок может нарисовать спортсмена самостоятельно дорисовав детали формы, лица, а также фон работы (поверхность, предметы за спортсменом, учитывая засолённость). С опорой на схемы лепки и рисования, рисуют и лепят фигуру человека.

Работая в данном центре у детей развиваются графо-моторные навыки, умение рисовать и лепить с опорой на схему, связь между глазом и рукой; закрепляется навык выделения нужного предмета из зашумленности; формируется правильная позиция пальцев при захвате инструмента.

Познавательный центр.

Задачи:

1.    Формировать целостного восприятия предмета, через использование разрезных картинок.

2.    Развивать устойчивость и избирательность внимания и логическое мышление.

3.    Развивать ручную умелость и взаимодействие «глаз-рука».

В данном центре детям предложен разнообразный наглядный материал. Разрезанные картинки с зимними сюжетами, картинки с «Нелепицами», игра «Найди отличия». С помощью маркера дети выделяют не соответствие зимнего времени года и отличия между картинками.    

В процессе работы у детей развивается внимание и логическое мышление, учатся доказывать свою точку зрения. С помощью данных пособий формирую адекватную, целостную картину мира и окружающей действительности.

Речевой центр.

Задачи:

1.    Развивать не речевых процессов (внимания, памяти, мышления).

2.    Формировать пространственно-временных представлений.

3.    Развивать контроль глаза за рукой.

4.    Развивать зрительной восприятия.

В центре речи детям предлагаю дидактические игры: «Мемори», «Подбери тень», «Домино», «Найди лишнее», которые на прямую не относятся речевым, но имеют большое значение для подготовки детей к освоению грамоты и письма.

С помощью игры «Мемори» с видами спорта, у ребёнка развивается кратковременная зрительная память и устойчивость внимания. Игры «Подбери тень» и «Домино» направлены на развитие зрительного восприятия и переключение внимания. Игра «Найди лишнее» способствует развитию логического мышления. При выполнении данного задания обращаю внимание, на то что прослеживание по карточке идет с лева не право и сверху вниз.

На протяжении всей работы в центрах уточняю понятия, пополняю активный словарь.

Предметы: время года, спорт, развлечения, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки.

Признаки: зимний, спортивный, скользкий, весёлый.

Действия: лепят, катаются, скользят, съезжают.

Пространственные предлоги и наречия: в, на, перед, за, слева, справа, около, между, рядом.

В ходе проведения вечернего круга дети презентуют результаты своей работы в центрах активности.

Центр конструирования: макет стадиона.

Центр изодеятельности: рисунки с зимним инвентарём, рисунки и фигуры спортсменов.

Познавательный центр: дети рассказывают, что не соответствует зимнему времени года и какие отличия нашли на картинках.

Речевой центр: дети рассказывают в какие игры использовали, что они узнали и в какую игру понравилось играть больше всего.

 В нашем детском саду реализуется Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с нарушением функции зрения, поэтому осуществляется тесное взаимодействие воспитателя и учителя – дефектолога по решению коррекционных задач. Одной из форм взаимодействия является работа в центрах активности, в том числе участие специалиста в проведение утреннего круга. На этапе планирования дня совместно с воспитателем презентую центры активности, рассказываю детям, чем они могут позаниматься, поиграть и какой будет у них результат, чему они научатся. Одном из образовательных мероприятий было посвящено зимним видам спорта и детским развлечениям.

Целю коррекционно-развивающей работ, являлось развитие у детей познавательных интересов при рассматривании, анализе воспринимаемых объектов, картинок с изображением зимних видов спорта, детских развлечений зимой.

Для этого мной был подготовлен наглядно-дидактический материал для размещения в центрах активности: цетрах конструирования, изодеятельности, познавательном, речевом.

Центр конструирования.

Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации с различными видами спорта и занятий детей (зимой и летом), где необходимо распределить картинки на зимние и летние и разместить иллюстрации с зимними видами спорта на демонстрационный экран с помощью прищепок. Так же они могут с конструировать стадион из строительного материала на выбор, с использованием плоскостных силуэтов спортсменов и детей.

Выполняя эти задания дети закрепляют представления о лете и зиме, развивают конструктивные навыки, учатся ориентироваться на плоскости и в объемном пространстве, расширяют активный словарь, уточняют пространственные предлоги и слова.

Центр изодеятельности.

Для создания ситуации успеха для детей подобрала материалы с разным уровнем сложности. Дети со слабо развитой мелкой моторикой могут выбрать готовые картинки-раскраски спортсменов.  Более увлекательное занятие - это раскрашивание спортивного инвентаря, выделяя его из зашумленности. Используя трафареты и шаблоны, ребенок может нарисовать спортсмена самостоятельно дорисовав детали формы, лица, а также фон работы (поверхность, предметы за спортсменом, учитывая засолённость). С опорой на схемы лепки и рисования, рисуют и лепят фигуру человека.

Работая в данном центре у детей развиваются графо-моторные навыки, умение рисовать и лепить с опорой на схему, связь между глазом и рукой; закрепляется навык выделения нужного предмета из зашумленности; формируется правильная позиция пальцев при захвате инструмента.

Познавательный центр.

В данном центре детям предложен разнообразный наглядный материал. Разрезанные картинки с зимними сюжетами, картинки с «Нелепицами», игра «Найди отличия». С помощью маркера дети выделяют не соответствие зимнего времени года и отличия между картинками.   

В процессе работы у детей развивается внимание и логическое мышление, учатся доказывать свою точку зрения. С помощью данных пособий формирую адекватную, целостную картину мира и окружающей действительности.

 

 

 

Речевой центр.

В центре речи детям предлагаю дидактические игры: «Мемори», «Подбери тень», «Домино», «Найди лишнее», которые на прямую не относятся речевым, но имеют большое значение для подготовки детей к освоению грамоты и письма.

С помощью игры «Мемори» с видами спорта, у ребёнка развивается кратковременная зрительная память и устойчивость внимания. Игры «Подбери тень» и «Домино» направлены на развитие зрительного восприятия и переключение внимания. Игра «Найди лишнее» способствует развитию логического мышления. При выполнении данного задания обращаю внимание, на то что прослеживание по карточке идет с лева не право и сверху вниз.

На протяжении всей работы в центрах уточняю понятия, пополняю активный словарь.

Предметы: время года, спорт, развлечения, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки.

Признаки: зимний, спортивный, скользкий, весёлый.

Действия: лепят, катаются, скользят, съезжают.

Пространственные предлоги и наречия: в, на, перед, за, слева, справа, около, между, рядом.

В ходе проведения вечернего круга дети презентуют результаты своей работы в центрах активности.

Центр конструирования: макет стадиона.

Центр изодеятельности: рисунки с зимним инвентарём, рисунки и фигуры спортсменов.

Познавательный центр: дети рассказывают, что не соответствует зимнему времени года и какие отличия нашли на картинках.

Речевой центр: дети рассказывают в какие игры использовали, что они узнали и в какую игру понравилось играть больше всего.














Методические рекомендации для коллег

Карточки Виктора Кайе в коррекционно-развивающей работе ДОУ
В соответствии с  ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы обучения и воспитания. Установка на развитие — это современная стратегия обучения детей.
Особенность  игр Виктора Кайе – вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.


В серию игр «Лабиринт» входят: «Лесной», «Солнечный», «Речной» и «Радужный». Наш выбор остановился на «Радужном», так как в основе его матрицы лежат четыре цвета, которые рекомендованы офтальмологами и тифлопедагогами для развития зрительного восприятия. Наборы состоят из 160 картонных квадратных карточек с геометрическими рисунками. Матрица вариантов рисунков на карточках  разнообразна, эстетична и выразительна. Игра рассчитана для детей раннего,  дошкольного и младшего школьного  возраста.  
 Данный набор является системой из элементов, функциональность которой в игре наращивается в зависимости от количества исходных элементов.
Набор отвечает основному признаку развивающей предметно - игровой среды – он функционально моделирует развитие детской игровой деятельности и способствует применению ребёнком в игре той информации, которая имеется у него и составляет определённую часть его опыта и жизненного кругозора.


Технологический процесс, лежащий в основе игрового использования набора, это ориентировочно - исследовательская активность, экспериментирование с элементами, моделирование с опорой на эти элементы (соразмерность и соподчинённость), тех или иных  образов воображения, возникающих у ребёнка.
Набор позволит малышу не только сооружать различные композиции на плоскости, но и наделять их игровыми значениями в смысловом поле игры.
Набор относится к особому виду детских самодеятельных игр:
- «игры экспериментирования» (д.п.н. С. Л. Новосёлова);
- исследовательские игры (д.п.н. А. Н. Поддьяков);
- в наборе есть «зона ближайшего развития» для любого возраста (Л.С. Выготский);
- набор соответствует определению креативной системы, которая в процессе её применения служит инструментом в достижении главной цели      - самопознания, самоизменения и самореализации ребёнка (В.Т. Кудрявцев).
Карточки Кайе вызывают интерес при первом же знакомстве, когда предлагается рассмотреть их и увидеть множество линий, геометрических фигур и их частей. Поиграть в первый раз лучше произвольно, одному или со сверстниками, полностью почувствовать эффект новизны. По замыслу изобретателя одного набора достаточно для 10 участников. Игры с карточками формируют и совершенствуют сенсорные эталоны, что оказывает непосредственное влияние на умственное развитие. Несомненное достоинство этой игры - это вариативность, что и отличает её от пазловых наборов, которые имеют всего один вариант решения. К основным функциям набора автор относит: свободное раскладывание, пасьянс, графический конструктор, экспериментирование с графическим конструктором, графический трансформер. Среди возможных игр есть и традиционные: домино, лото, «memoru», «картина в рамке», «крест и квадрат», «зеркало», создающие условия для равноправного участия каждого. В этой игре есть 2 главных правила сборки: одна линия должна совпадать с другой, осуществление поворотов карточек на 90 или 180  градусов ещё до установки.  Накладка одной карточки на другую - развивает мелкую моторику и движения кисти, учит концентрировать и распределять внимание, улучшает зрительную память, воспитывает терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Рекомендации по  работе с карточками настольно-печатных игр серии «Лабиринт».
Для воспитателей:
- представляют возможности для проведения различных занятий по изучению и сравнению фигур, длин, площадей, ориентации на плоскости; 
- позволяют сформировать элементарные геометрические представления на основе образного видения, что отвечает особенностям детского мышления, дает живую пищу для детского ума;
- помогают развивать наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, изучать и моделировать цвета и предметы;
- позволяют давать различные задания, как индивидуальные, так и групповые.
Для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов:
- могут быть использованы, как инструмент диагностики невербального интеллекта (психофизического, сенсомоторного, перцептивного);
- при использовании  игры в детских садах и центрах для детей с ОВЗ происходит  тренировка тонких движений пальцев, что является мощным физиологическим средством стимуляции развития речи и интеллекта ребенка. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребенка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние.
Для родителей:
- оказывают помощь в понимании сложного внутреннего мира ребенка, его настроения, эмоционального состояния;
- являются неистощимым источником наблюдений, в высшей степени полезным для корректировки поведенческих реакций ребенка.
Данная методика может быть применена в дополнение к любой основной программе для конкретного детского учреждения.
Виктор Кайе говорит: «Пазл — хозяин над ребенком, а ребенок — хозяин над его играми».
Источники информации:
1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №9-10, 2016. [Печатный ресурс]
2. Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» №1,2015 [Электронный ресурс]
3. «Роль развивающих игр В.А. кайе в коррекционной работе с дошкольниками» подготовила учитель-логопед Г.Ю. Дёмина.
rol_razvivayushchih_igry_v.a._kaye_v_korrekcionnoy_rabote_s_doshkolnikami.docx [Электронный ресурс]


Игровое пособие «Цветные модули»


Цель пособия. Формирование временных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения, через игры с цветными модулями.
Одной из специальных задач коррекционно-воспитательных в детских садах для с ОВЗ (в частности с нарушениями зрения) является формирование пространственно-временных представлений. Для реализации этой задачи используются все виды детской деятельности.
Одним из самых эффективных средств по праву считается дидактическая игра. Практическая деятельность дефектолога располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой: учебной – по цели и игровой – по характеру осуществления.
Дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников имеют особое значение.
Время – самая сложная категория для восприятия. Даже у нормально развивающегося дошкольника знания о времени и умение ориентироваться в нем неадекватны, не полны, невзаимосвязаны, отличаются статичностью.
Работу с данным пособием можно условно поделить на этапы.
1 этап. Игры с более близкой и понятной детям категории – времена года, т.к. они более контрастны и понятны для детей, имеющих скудность познавательного опыта. Для определения цвета модуля времени года, широко использовала пейзажные картинки, художественные иллюстрации, сюжетные картинки. Совместно с ребенком решали, что зима будет обозначаться синим цветом, весна получила зеленый цвет, лето – красный, а осень – желтый. Появились первые модули: круги разного размера, прямоугольники, рамки для картинок четырех основных цветов.
Изучая характерные признаки основных периодов каждого времени года, дети овладевают понятиями начало, середина и конец сезона, которое плавно переходит в сезонные месяцы. Так у осени появились светло-желтый сентябрь, ярко-желтый октябрь, темно-желтый ноябрь.
Для закрепления умения соотносит временный представления с цветом и порядок следования сезонных изменений использовались дидактические игры: «Когда это бывает?», «Запомни и назови», «Займи свое место», «Что пропущено?» и т.д.


2 этап. Формирование представлений о неделе как мере измерения времени. Цветовое обозначение дней недели выбрали с детьми совместно в беседах. Приняли решение соотнести  с семью цветами радуги. Итак, понедельник у нас стал красным, вторник – оранжевым и т.д.
Доработала готовую игру «Деньки-недельки», где имеется игровое поле в виде месяца (28 клеток). В данную игру можно играть с любой категорией детей с любым запасом знаний. Если ребенок знает только порядок цветов в радуге ему подходят красные карточки, если ориентируется в количестве, то – желтые, хорошо знает цифры и их порядок, то – зеленые, а если уже читает, то – синие. Можно играть и по правилам, которые предложены авторами этой игры.
Предложила для закрепления порядка дней недели детское расписание занятий, где подобраны картинки характерные для видов деятельности и рамка того цвета, который соответствует цвету дня недели.
Предлагаемые на этом этапе дидактические игры требовали от детей использовать приобретенные знания в новых связях, новых обстоятельства: «Раз, два, три, неделю собери!», «Неделя, стройся!», «Назови соседей», «Закрась соответствующим цветом», «Закрой пустые клеточки» и т.п.
Таким образом, у детей с ослабленным зрением достаточно быстро и осознанно сформировалось представление о неделе как единице времени, о ее составе, длительности, периодичности и тесной взаимосвязи с деятельностью людей, самих детей.

3 этап. Части суток. Критерием для обозначения частей суток стал объективный признак – степень освещенности пространства: положение солнца в разное время дня, различную освещенность земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. При помощи художественных иллюстраций, сюжетных картин, дидактических пособий появилась возможность показать детям преобладание: голубого цвета в утренние часы, желтого – в дневные, розового – в вечернее и темно-фиолетового в ночное время. Таким образом, каждая часть суток получила свое цветовое обозначение. Вновь появилась возможность использовать цветные знаки как модули, символизирующие один из значимых признаков каждого отрезка суток – его цветовую гамму.
Цветовые знаки в качестве раздаточного материала используем в дидактических играх: «Назови и разложи все части суток», «Займи свое место», «Что сначала, что потом?» и др. эти игры помогают осознанно воспринимать сутки в целом и их последовательность. При этом у детей складывается понятие о текучести времени и его неприрывности.

Работая по данной методике мы избежим механического, без думного заучивания названий временных промежутков, а сформируем у детей полную картину времени, основанную на зрительных, чувственных ассоциациях. У детей произойдет осмысление цикличности времени.











Комментариев нет:

Отправить комментарий