Содержание
требований программы по разделу
«Развитие
зрительного восприятия»
Восприятие цвета
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Соотнесение
по цвету, оттенку |
Основные
цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.) |
Основные
цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Основные
цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) различной
насыщенности |
Основные
цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) различной
насыщенности |
2. |
Узнавание
и называние цветов |
Различать
и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)
отличать темные и светлые тона |
3. |
Соотнесение
цвета с реальным объектом |
Различать
и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)
отличать темные и светлые тона |
4. |
Группировка
по цвету (локализация) |
Различать
и называть основные цвета (кр., ж., з., син., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.) |
Различать
и называть основные цвета спектра (кр., ор., ж., з., г., син., ф., кор., ч.)
отличать темные и светлые тона |
5. |
Сериация
по насыщенности |
- |
3
оттенка кр., ор., син., зел. |
До
7 оттенков основных цветов |
До
9 оттенков основных цветов |
Восприятие
формы
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Различение,
называние |
Круг,
треугольник, квадрат, овал |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус
(башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо) |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид,
параллелепипед (кирпич, брусок) |
2. |
Соотнесение
эталона формы с формой объемных тем и предметов |
Круг,
треугольник, квадрат, овал |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб, конус, призма, цилиндр,
эллипсоид |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид,
параллелепипед |
3. |
Соотнесение
эталона формы и формы предметного изображения |
Круг,
треугольник, квадрат, овал |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб, конус, призма, цилиндр,
эллипсоид |
Круг,
треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, эллипсоид,
параллелепипед |
4. |
Группировка
по форме (различение близких форм) |
Круги
– квадраты; прямоугольники – овалы |
Круги
– овалы |
Круги
– овалы; прямоугольники – квадраты |
Круги
– овалы; прямоугольники – квадраты |
Восприятие величины
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Словесное
обозначение параметров величины (понимание, называние) |
Большой
– маленький; больше – меньше. |
Высота,
длина; большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий; выше –
ниже; длиннее - короче |
Большой
– маленький, высокий – низкий, широкий - узкий, длинный – короткий, толстый –
тонкий; высота, длина, ширина, толщина; выше – ниже, длиннее – короче, шире –
уже, толще - тоньше |
|
2. |
Соотнесение
предметов по величине |
Выбор
2 одинаковых по величине предметов из 2-3-х |
Соотнесение
2 разных объектов, одинаковых по длине или высоте, расположение в реальном
пространстве |
Соотнесение
2-3 разных объектов, одинаковых по длине, высоте, ширине или толщине,
расположенные в реальном пространстве |
|
3. |
Сериация
по величине |
3-4
величины с большим разностным порогом |
5
величин (разностный порог уменьшен) |
5-7
величин с незначительным разностным порогом |
До
10 величин с минимальным разностным порогом |
Восприятие, воспроизведение сложной формы
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Анализ
и конструирование образца из геометрических форм |
2-3
детали |
4-6
деталей |
6-7
деталей, дополнительные элементы |
До
8-9 деталей, дополнительные элементы |
2. |
Составление
целого из частей предметного изображения |
2-3
части (разрез по вертикали или горизонтали) |
4
части (разрез по вертикали и горизонтали) |
6
частей (разрез по вертикали и горизонтали) |
8
частей (разрез по вертикали и горизонтали) |
Зрительное
внимание
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Объем
зрительного внимания |
Выделение
3 объектов из 5 |
Выделение
4 объектов из 5-6 |
Выделение
4-5 объектов из 7-8 |
Выделение
5-6 объектов из 8-9 |
2. |
Переключение
зрительного внимания |
- |
1-3
отличия |
3-4
отличия |
4-5
отличий |
Восприятие пространственных отношений
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Понимание
пространственных предлогов и наречий |
Из,
на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперёд, сзади, назад, вверх, вверху,
вниз, справа, слева, направо, налево |
Из,
на под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперёд, сзади,
назад, вверх, вверху, вниз, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг,
кругом |
||
2. |
Оценка
удалённости в большом пространстве |
Высоко
- низко |
Высоко
– низко, далеко – близко |
Высоко
– низко, далеко – близко с точкой отсчёта от себя и разных направлениях |
Высоко
– низко, далеко – близко с точкой отсчёта от себя и от предметов в одном и в
разных направлениях |
3. |
Микроориентировка
на листе |
Верх,
низ, середина |
Верх,
низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу
вверх |
Верх,
низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу
вверх, слева на право и в разных направлениях |
Верх,
низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу
вверх, слева на право и в разных направлениях; в правом нижнем углу, в левом
верхнем углу и т.д. |
4. |
Составление
схемы пространства |
- |
- |
Соотнесение
расположения предметов в реальном пространстве со схемой6 умение передавать
пространственные отношения в схеме |
Ориентировка в пространстве
Основные задачи |
1 год обучения (3-4 года) |
2 год обучения (4-5 лет) |
3 год обучения (5-6 лет) |
4 год обучения (6-7 лет) |
|
1. |
Ориентировка
на себе (части тела) |
Знание
частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади,
правая-левая) |
|||
2. |
Ориентировка
относительно себя |
Вперёд,
назад, вверх, вниз; впереди, сзади, вверху, внизу |
Вперёд,
назад, вверх, вниз, направо, налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа,
слева |
Вперёд,
назад, вверх, вниз, направо, налево; вперёд направо, вперёд налево, назад
направо, назад налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди
справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева |
|
3. |
Относительно
предмета |
- |
- |
Впереди,
сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади
справа, сзади слева |
|
4. |
Ориентировка
по схеме |
- |
- |
Соотносить
расположение предметов в реальном пространстве со схемой |
Соотносить
расположение предметов в реальном пространстве со схемой. Передвигаться в
пространстве, ориентируясь по схеме пути. |
5. |
Ориентировка
с помощью слуха, обоняния |
Ориентировка
в окружающем пространстве с привлечением слуха и обоняния |
В нашем детском саду реализуется
Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с нарушением
функции зрения, поэтому осуществляется тесное взаимодействие воспитателя и
учителя – дефектолога по решению коррекционных задач. Одной из форм
взаимодействия является работа в центрах активности, в том числе участие
специалиста в проведение утреннего круга. На этапе планирования дня совместно с
воспитателем презентую центры активности, рассказываю детям, чем они могут
позаниматься, поиграть и какой будет у них результат, чему они научатся. Одном
из образовательных мероприятий было посвящено зимним видам спорта и детским
развлечениям.
Целю коррекционно-развивающей работ,
являлось развитие у детей познавательных интересов при рассматривании, анализе
воспринимаемых объектов, картинок с изображением зимних видов спорта, детских
развлечений зимой.
Для этого мной был подготовлен
наглядно-дидактический материал для размещения в центрах активности: цетрах
конструирования, изодеятельности, познавательном, речевом.
Центр конструирования.
Задачи:
1.
Закреплять
временных представление о лете и зиме.
2.
Развивать
конструктивные навыки.
3.
Развивать
умения ориентироваться на плоскости и в объемном пространстве.
4.
Расширять
активный словарь детей по теме «Спорт».
5.
Уточнять
предлоги и слова, обозначающих пространственное положение предметов.
Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации с различными
видами спорта и занятий детей (зимой и летом), где необходимо распределить
картинки на зимние и летние и разместить иллюстрации с зимними видами спорта на
демонстрационный экран с помощью прищепок. Так же они могут с конструировать
стадион из строительного материала на выбор, с использованием плоскостных
силуэтов спортсменов и детей.
Выполняя эти задания дети закрепляют представления о
лете и зиме, развивают конструктивные навыки, учатся ориентироваться на
плоскости и в объемном пространстве, расширяют активный словарь, уточняют
пространственные предлоги и слова.
Центр изодеятельности.
Задачи:
1.
Развивать
графо-моторные навыки.
2.
Закреплять
навыки выделения нужного предмета из зашумленного рисунка.
3.
Развивать
умения рисовать и лепить людей с опорой на схему.
4.
Развивать
связи между глазом и рукой через рисование с помощью трафарета и шаблона.
5.
Закреплять
навыка работы с карандашом, фломастером. Формировать правильную позицию пальцев
при захвате инструмента.
Для создания ситуации успеха для детей подобрала
материалы с разным уровнем сложности. Дети со слабо развитой мелкой моторикой
могут выбрать готовые картинки-раскраски спортсменов. Более увлекательное занятие - это раскрашивание
спортивного инвентаря, выделяя его из зашумленности. Используя трафареты и
шаблоны, ребенок может нарисовать спортсмена самостоятельно дорисовав детали
формы, лица, а также фон работы (поверхность, предметы за спортсменом, учитывая
засолённость). С опорой на схемы лепки и рисования, рисуют и лепят фигуру
человека.
Работая в данном центре у детей развиваются
графо-моторные навыки, умение рисовать и лепить с опорой на схему, связь между
глазом и рукой; закрепляется навык выделения нужного предмета из зашумленности;
формируется правильная позиция пальцев при захвате инструмента.
Познавательный центр.
Задачи:
1.
Формировать
целостного восприятия предмета, через использование разрезных картинок.
2.
Развивать
устойчивость и избирательность внимания и логическое мышление.
3.
Развивать
ручную умелость и взаимодействие «глаз-рука».
В данном центре детям предложен разнообразный
наглядный материал. Разрезанные картинки с зимними сюжетами, картинки с
«Нелепицами», игра «Найди отличия». С помощью маркера дети выделяют не
соответствие зимнего времени года и отличия между картинками.
В процессе работы у детей развивается внимание и
логическое мышление, учатся доказывать свою точку зрения. С помощью данных
пособий формирую адекватную, целостную картину мира и окружающей
действительности.
Речевой центр.
Задачи:
1.
Развивать
не речевых процессов (внимания, памяти, мышления).
2.
Формировать
пространственно-временных представлений.
3.
Развивать
контроль глаза за рукой.
4.
Развивать
зрительной восприятия.
В центре речи детям предлагаю дидактические игры:
«Мемори», «Подбери тень», «Домино», «Найди лишнее», которые на прямую не относятся
речевым, но имеют большое значение для подготовки детей к освоению грамоты и
письма.
С помощью игры «Мемори» с видами спорта, у ребёнка
развивается кратковременная зрительная память и устойчивость внимания. Игры
«Подбери тень» и «Домино» направлены на развитие зрительного восприятия и
переключение внимания. Игра «Найди лишнее» способствует развитию логического
мышления. При выполнении данного задания обращаю внимание, на то что
прослеживание по карточке идет с лева не право и сверху вниз.
На протяжении всей работы в центрах уточняю понятия,
пополняю активный словарь.
Предметы:
время года, спорт, развлечения, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки.
Признаки:
зимний, спортивный, скользкий, весёлый.
Действия:
лепят, катаются, скользят, съезжают.
Пространственные предлоги и наречия: в, на, перед, за, слева,
справа, около, между, рядом.
В ходе проведения вечернего круга
дети презентуют результаты своей работы в центрах активности.
Центр конструирования: макет
стадиона.
Центр изодеятельности: рисунки с зимним
инвентарём, рисунки и фигуры спортсменов.
Познавательный центр: дети
рассказывают, что не соответствует зимнему времени года и какие отличия нашли
на картинках.
Речевой центр: дети рассказывают в
какие игры использовали, что они узнали и в какую игру понравилось играть
больше всего.
В нашем детском саду реализуется Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с нарушением функции зрения, поэтому осуществляется тесное взаимодействие воспитателя и учителя – дефектолога по решению коррекционных задач. Одной из форм взаимодействия является работа в центрах активности, в том числе участие специалиста в проведение утреннего круга. На этапе планирования дня совместно с воспитателем презентую центры активности, рассказываю детям, чем они могут позаниматься, поиграть и какой будет у них результат, чему они научатся. Одном из образовательных мероприятий было посвящено зимним видам спорта и детским развлечениям.
Целю коррекционно-развивающей работ,
являлось развитие у детей познавательных интересов при рассматривании, анализе
воспринимаемых объектов, картинок с изображением зимних видов спорта, детских
развлечений зимой.
Для этого мной был подготовлен
наглядно-дидактический материал для размещения в центрах активности: цетрах
конструирования, изодеятельности, познавательном, речевом.
Центр конструирования.
Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации с различными
видами спорта и занятий детей (зимой и летом), где необходимо распределить
картинки на зимние и летние и разместить иллюстрации с зимними видами спорта на
демонстрационный экран с помощью прищепок. Так же они могут с конструировать
стадион из строительного материала на выбор, с использованием плоскостных
силуэтов спортсменов и детей.
Выполняя эти задания дети закрепляют представления о
лете и зиме, развивают конструктивные навыки, учатся ориентироваться на
плоскости и в объемном пространстве, расширяют активный словарь, уточняют
пространственные предлоги и слова.
Центр изодеятельности.
Для создания ситуации успеха для детей подобрала материалы
с разным уровнем сложности. Дети со слабо развитой мелкой моторикой могут
выбрать готовые картинки-раскраски спортсменов.
Более увлекательное занятие - это раскрашивание спортивного инвентаря,
выделяя его из зашумленности. Используя трафареты и шаблоны, ребенок может
нарисовать спортсмена самостоятельно дорисовав детали формы, лица, а также фон
работы (поверхность, предметы за спортсменом, учитывая засолённость). С опорой
на схемы лепки и рисования, рисуют и лепят фигуру человека.
Работая в данном центре у детей развиваются
графо-моторные навыки, умение рисовать и лепить с опорой на схему, связь между
глазом и рукой; закрепляется навык выделения нужного предмета из зашумленности;
формируется правильная позиция пальцев при захвате инструмента.
Познавательный центр.
В данном центре детям предложен разнообразный
наглядный материал. Разрезанные картинки с зимними сюжетами, картинки с
«Нелепицами», игра «Найди отличия». С помощью маркера дети выделяют не
соответствие зимнего времени года и отличия между картинками.
В процессе работы у детей развивается внимание и
логическое мышление, учатся доказывать свою точку зрения. С помощью данных
пособий формирую адекватную, целостную картину мира и окружающей
действительности.
Речевой центр.
В центре речи детям предлагаю дидактические игры:
«Мемори», «Подбери тень», «Домино», «Найди лишнее», которые на прямую не
относятся речевым, но имеют большое значение для подготовки детей к освоению
грамоты и письма.
С помощью игры «Мемори» с видами спорта, у ребёнка развивается
кратковременная зрительная память и устойчивость внимания. Игры «Подбери тень»
и «Домино» направлены на развитие зрительного восприятия и переключение
внимания. Игра «Найди лишнее» способствует развитию логического мышления. При
выполнении данного задания обращаю внимание, на то что прослеживание по
карточке идет с лева не право и сверху вниз.
На протяжении всей работы в центрах уточняю понятия,
пополняю активный словарь.
Предметы:
время года, спорт, развлечения, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки.
Признаки:
зимний, спортивный, скользкий, весёлый.
Действия:
лепят, катаются, скользят, съезжают.
Пространственные предлоги и наречия: в, на, перед, за, слева,
справа, около, между, рядом.
В ходе проведения вечернего круга
дети презентуют результаты своей работы в центрах активности.
Центр конструирования: макет
стадиона.
Центр изодеятельности: рисунки с
зимним инвентарём, рисунки и фигуры спортсменов.
Познавательный центр: дети
рассказывают, что не соответствует зимнему времени года и какие отличия нашли
на картинках.
Речевой центр: дети рассказывают в
какие игры использовали, что они узнали и в какую игру понравилось играть
больше всего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий